Неточные совпадения
Причем это обыкновенно происходило так: всякое изменение —
революционное или реформаторское — в царстве кесаря вначале вызывало сопротивление со стороны церкви, осуждение новшества, как проявления
духа антихриста.
Наши левые и
революционные направления не так уже глубоко отличаются в своем отношении к государству от направлений правых и славянофильских, — в них есть значительная доза славянофильского и аскетического
духа.
В самый трудный и ответственный час нашей истории мы находимся в состоянии идейной анархии и распутицы, в нашем
духе совершается гнилостный процесс, связанный с омертвением мысли консервативной и
революционной, идей правых и левых.
Вопросы были двух родов. Они имели целью раскрыть образ мыслей, «не свойственных
духу правительства, мнения
революционные и проникнутые пагубным учением Сен-Симона» — так выражались Голицын junior и аудитор Оранский.
Поэтому я думаю, в противоположность господствующему мнению, что
дух есть
революционное начало, материя же есть начало реакционное.
У меня было даже
революционное восстание
духа против этих революций.
Я увидел, что в самом
революционном социализме можно обнаружить
дух Великого Инквизитора.
Флоренского, ни могущественная магия разыгравшейся
революционной стихии большевизма не могли мной овладеть и принудить отречься от свободы
духа и от личной совести.
Интересно, что Достоевский сделался врагом революции и революционеров из любви к свободе, он увидал в
духе революционного социализма отрицание свободы и личности.
В Достоевском осталось много
революционного, он революционер
духа.
Но по
духу своему странниками были и наиболее творческие представители русской культуры, странниками были Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Вл. Соловьев и вся
революционная интеллигенция.
— Потому что их учение имело всегда
революционное, а не примирительное стремление, что прямо противоречит
духу масонства, — проговорил с той же неохотой Марфин.
Дух революционного учения есть
дух мести, насилия и убийства.
Но этот
дух Великого Инквизитора я видел справа и слева, в авторитарной религии и государственности и в авторитарном
революционном социализме.
— Где же оно есть? Так, на минуту, нам показалось было, что что-то есть. Но это оказалось миражом. Опять все замутилось, опять темно; всё по-обычному мелко, вяло и слабо. И нет, нет того
революционного прилива, который бы подхватил людей целиком, нет бодрящего воздуха, в котором бы и слабые крепли, и падали бы сомнения, и рос бы
дух. Дорога была найдена, но она оказалась книжною. Таня воскликнула...
Тогда русский эмигрант или вообще ищущий участия в
революционном движении не нашел бы себе надлежащей почвы. Парижское студенчество, как я уже заметил, тогда (то есть в период 1865–1868 годов) не занималось ни подпольным, ни явным движением. Но общий
дух делался все-таки более оппозиционным.
Но очень характерно для раскола русской культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели
революционного социального движения вдохновлялись совсем не теми идеями, которые господствовали в верхнем слое русской культуры, им была чужда русская философия, их не интересовали вопросы
духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Известно, что Гегеля можно понимать консервативно и революционно: он породил правое и левое течение, он был философом прусского государства, в котором видел воплощение абсолютного
духа, и он же через диалектику внес
революционную динамику в мышление, породил Маркса.
Хотя
дух просветительского материализма XVIII века очень силен в коммунизме, но русские коммунисты, специалисты по антирелигиозной пропаганде, делают различие между просветительской борьбой радикальной буржуазии против религии и классовой, пролетарской,
революционной борьбой против религии.
Если одна часть русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным характером своего
революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если марксизм и социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных культурных областей, была нарушена
революционная целостность и произошло освобождение подавленной жизни
духа и духовного творчества.
Были признаны права религии, философии, искусства, независимо от социального утилитаризма реальной жизни, т. е. права
духа, которые отрицались русским нигилизмом,
революционным народничеством и анархизмом и
революционным марксизмом.
Белинский был уже проникнут сектантским
духом, который так характерен для русской
революционной интеллигенции.
Он не любил и обличал
революционную интеллигенцию прежде всего потому, что предвидел отрицание свободы
духа как предельный результат идейной диалектики революции, основанной на безбожии.
Возврат же
духа внутрь подлинного существования может означать
революционную активность в отношении к объективированному состоянию мира, может быть восстанием свободы против детерминации, т. е. может означать внедрение
духа в мир для его одухотворения и преображения.
Дымкевич снабжал желающих всеми возможными произведениями
революционной и демагогической литературы, хлопотал о народном обучении в польском
духе, о хозяйственных съездах.
Философия сознает свою духовно-революционную природу, сознает себя познавательным мятежом
духа против плена необходимости и рабства, закрывающего тайну и смысл бытия.
Он раскрывает в
революционном, атеистическом социализме антихристово начало, антихристов
дух.
Правда же социализма может быть осуществлена лишь в ином
духе, в иной духовной атмосфере, не в материалистическом сознании, без классовой ненависти, без притязания на принудительное водворение Царства Божьего на земле, путем
революционного катаклизма, с сохранением внутренней духовной свободы.
Россия давно уже тяжело больна
духом, ее сводят судороги одержимого, в нее вселились бесы, то реакционные, то
революционные, то черные, то красные.
Большевики, конечно, находятся в обладании какого-то неведомого им
духа, они насквозь пассивны и вводят лишь в заблуждение своей кричащей
революционной внешностью.
Из кого будет состоять тот последний остаток, в котором сосредоточится и воплотится «
революционный»
дух?
Причины эти прежде всего в ложном направлении
духа, в ложных идеях, которыми в течение многих десятилетий жила русская
революционная интеллигенция и которыми она отравила народные массы.
Эти светлые и чистые носители
духа революционного и социалистического не останавливаются перед заговорами против собственных товарищей социал-демократов, они и у них открывают контрреволюцию.
Социализм же, мечтающий о создании всемирного царства механическими
революционными чудесами, есть антихристов соблазн, он отрицает свободу
духа и лишает человека его богосыновства.
Но христианин, верующий во Христа пришедшего и ожидающий Христа грядущего, должен взять на себя смелость сказать, какой
дух входит в мир с фанатическим
революционным социализмом большевиков.